Идеи и консультация Алекса С.
Консультация Александры К.
Первые итерации
Название «Манул»
Идея шрифта
Создание гротеска «Манул»
Я очень благодарю уважаемую Александру за проявленный энтузиазм и открытость: после консультации я смог лучше воплотить идею и вывести её на новый уровень.
В процессе работы над шрифтом я предоставил его первые варианты для использования на афишах дизайн-стендапа «Заливка»
Когда я почувствовал, что довёл идею до задуманного, то обратился за консультацией к Александре Корольковой.
От длительной работы глаз замылился, и я решил, что взгляд мастера даст толчок и поможет определиться с решениями и накопившимися альтернативными знаками.
Название мне пришло в голову, после рождения сына. Вдохновил меня на это олимпийский мишка из олимпиады-80 — его пропорции, стилистика — это очень трогательно. Мне хотелось тоже придумать какой-то знак, символ, чего-то нового и в то-же время, не вызывающее негативные эмоции. В то же время я полюбил Манулов: они для меня квинтэссенция кошачьей самобытности. Да и в шрифте есть что-то манулье, например, выносные элементы, как коротенькие манульи лапки. Вы знали, что у них короткие лапки, поэтому они не могут быстро бегать?

Чтобы ещё сильнее «заманулить» шрифт, я решил сделать два стиля и назвать их: зажиренный и разжиренный. Так появилось второе, ультра-тонкое начертание, как манул после зимовки. Ну и еще я сделал это всё вариативным. Таким образом шрифт обрёл свою концепцию.
Мне стало очень интересно посмотреть, как будут выглядеть все прописные латинские и кириллические буквы.

Через время, мне попалась обложка виниловой пластинки, на которой строчными буквами было написано слово «джаз» и буквы очень напоминали то, что было в задании. Я решил продолжить и нарисовать строчные буквы, потому что интерес теперь возрос.

Потом, меня преследовала мысль — а что если нарисовать строчные такими-же по размеру как и прописные. Но я отказался от этой идеи, потому что это слишком сбивает. Потом я решил обратится за советом к Алексу Слобженинову. Он дал несколько вдохновляющих советов, после которых я продолжил работу.
В задании в качестве референса были использованы буквы нарисованные Милтоном Гласером. Это тот самый дизайнер, который придумал популярный знак — I♥New Yorke. Но прежде всего мне конечно-же просто понравились буквы, а кто их нарисовал — я заметил намного позже.
В телеграм есть чат который ведёт Владимир Коломейцев: он скидывает задания, суть которых в том, чтобы набрать заданную фразу, реконструируя, а иногда и дорисовывая буквы, из приложенного референса. Так одно из заданий меня заинтересовало и я решил выполнить его.
На создание шрифта у меня ушло примерно три года и за это время я задался многими вопросами, ответами на которые я хочу поделиться.
Комментарии Александры К.
Комментарии Александры К.
Комментарии Александры К.
Фрагмент комментариев Алекса С.
Фрагмент комментариев Алекса С.
Спасибо!
Принцип работы
Про эстетику и логику
Что такое шрифт?
Как не выгореть и вести долгие проекты?
Почему я рисую шрифты?
Я благодарю за помощь и энтузиазм Алекса Слобженинова, Александру Королькову, свою жену Маргариту и всех причастных!
Отдельное спасибо Владимиру Коломейцеву.
Труд над этим шрифтом позволил мне сформировать принцип моего подхода к работе, а именно: самобытность, искренность, дисциплина

Дисциплина — это основа основ, то, на чём держится порядок действий

Искренность — важна, потому-что без неё можно потерять смысл.

Самобытность — это значит не стесняться своих собственных решений и не бояться принимать их. Не терять пластичность разума, не переставать рассуждать о предмете деятельности.
Вопрос который меня заинтересовал во время работы — можно ли пожертвовать логикой ради эстетики? Можно ли пожертвовать конструкцией, ради внешнего вида?

И ответить на этот вопрос мне помогла Нобелевская речь Иосифа Бродского.

Далее, я хочу процитировать фрагмент нобелевской речи И.Бродского:

«Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика — мать этики; понятие «хорошо» и «плохо» — понятия прежде всего эстетические, предваряющие категории «добра» и «зла». В этике не «все позволено» потому, что в эстетике не «все позволено», потому что количество цветов в спектре ограничено.

Несмышленый младенец, с плачем отвергающий незнакомца или, наоборот, тянущийся к нему, отвергает его или тянется к нему, инстинктивно совершая выбор эстетический, а не нравственный.»

И вот ещё фрагмент речи:

«Эстетическое чутье в человеке развивается весьма стремительно, ибо, даже не полностью отдавая себе отчет в том, чем он является и что ему на самом деле необходимо, человек, как правило, инстинктивно знает, что ему не нравится и что его не устраивает. В антропологическом смысле, повторяю, человек является существом эстетическим прежде, чем этическим.»

Вывод к которому я для себя пришёл — да, можно пожертвовать логикой ради эстетики. Эстетика первична в восприятии, а так как шрифт инструмент смыслов, а не только система знаков, то ради смысла, ради образа можно пожертвовать логикой.

Логика — это лишь один из инструментов познания мира, и как и любой инструмент, имеет свои ограничения. Не стоит недооценивать интуицию и чувства. И в тоже время, во всём важен баланс, мера.
При рисовании данного шрифта я иногда путался в контрасте.

Некоторые знаки, нарушали логику, например буква «S» в изначальном референсе. Я понимаю, что при такой толщине шрифта, буква «S» с обратным контрастом, позволяет набору выглядить цельнее. Но это спорный момент. И не все этот взгляд могут разделять.
Во время работы я решил вновь, для себя, порассуждать на тему «шрифт», и попытаться осмыслить, дать своё определение данному явлению.

Шрифт — это не только система знаков, но и инструмент смыслов.
Шрифтостроение учит подходу — от частного к общему, и обратно. В шрифте требуются детали, характерные черты, но излишнее их нагромождение может привести к плохой, читаемости, раздраю при наборе.

Работая над шрифтом ты создаёшь образ.

Наверно, будет справедливо заметить, что каждая буква, каждый знак — это следствие идеопластики.
Над этим шрифтом я работал больше трёх лет. Пожалуй, это один из самых длительных моих проектов. Чтобы не выгореть во время работы, я нашёл такой путь — переосмысливать подход к работе, пытаться смотреть на точку с другого ракурса, изменить личное восприятие процесса.

Когда работа идёт глухо и у тебя начался спад — методично, делать хоть по чуть-чуть. Не стоит забывать, что человек, фигура динамичная и не может работать всегда на пике. И после спада, приходит подъём. Поэтому самое главное — не вешать нос и не впадать в уныние. Работать на пике — продуктивно, но и спад приносит свои плоды. Всё инструмент, даже твоё состояние, нужно просто придумать как его применить.

Ну и конечно, не большой отдых, на несколько дней тоже помогает не выгореть.
Ещё со времён художественной школы я увлёкся графическим дизайном — мне нравились графические знаки, логотипы, шрифты и прочие направления графического дизайна. И так я влюбился в шрифты и эта страсть жива по сей день.
рис.3
рис.2
рис.1
рис.1 — ref by Milton Glaser
рис.2 гротеск «Манул» зажиренное начертание стилистик сет 2
рис.3 гротеск «Манул» зажиренное начертание стилистик сет 1